Что можно
рассказать о Красной Пресне? Разве только то, что можно в ней увидеть. Увидеть
на фотографиях, в домах, переулках, прочесть в рукописях, услышать в
разговорах. Но, как говорится, «Лучше один раз увидеть…», поэтому я приглашаю
Вас на «Прогулку по Красной Пресне».
Она – большая. Большая настолько,
насколько может быть большим кусок центра огромного города. Города, который
разрастается с каждым днем все больше и больше. В то же время она очень
маленькая, как может быть маленькой для человека его Родина, его Дом. Еще она –
очень древняя часть города. Древняя потому, что, по некоторым данным первое
значительное заселение было здесь уже в XVII
веке. Версий о происхождении названия «Пресня» тоже несколько. Одни из самых
распространенных, следующие: название району дала небольшая речка Пресня
(длиной около 2,5 км),
берущая начало в московских Бутырках. По преданиям в этой речке была чистая,
прозрачная, пресная вода. Берега Пресни стали заселяться ранее большей части
других мест, и, как полагают историки, в XVII
веке здесь было уже сравнительно значительное поселение. В старину у речки
Пресни были болотные и тенистые берега, виды на эту местность и перспективу
Москвы очаровывали многих. В своем течении Пресня имела четыре пруда, вырытых в
1683 году патриархом Иоакимом. Существует также
мнение, что слово Пресня – видоизменение слова «приездня». В Москву, в годы
правления князей, приезжали гости из Новгорода, Смоленска, немцы и свейские, то
есть шведские, люди. Им не давали места для стоянки до тех пор, пока не
обусловливалось, как и где им остановиться гостевать. Без «осуды святительской
и Великого князя (без разрешения духовенства и княжеского) чужестранцы и
иногородние не въезжали в Москву. Для приезжих гостей была съездная Приездная
слобода (Приездня). «Приездня преобразовалась в «Приестню», а затем и в
«Престню». Здесь спрашивали у заезжающего гостя зачем, с какой целью он прибыл
в дальнюю сторону. Затем с большим трудом гость попадал на встречу к
Московскому Великому князю и получал либо разрешение, либо отказ на пребывание
в Москве. Есть предположение,
что можно рассматривать и версию для размышления «… Ныне и присно и во веки веков»… Кто
знает?.. Главные, основные, улицы этого района: Кудринская (с 1919 года
Баррикадная) и продолжающая её Большая Пресненская (переименована в 1918 году в
улицу Красная Пресня) – части древней, еще в XII
веке Волоцкой» дороги через Волоколамск на Новгород; южнее их идут Средняя и
почти по подножью высокого холма над берегом Москвы-реки Нижняя Пресненская улица
(сейчас – Конюшковская). Между ними – Большой Предтеченский переулок. Все они
соединяются сетью прихотливо извивающихся переулков. Улица Красная
Пресня переименована в память революционных событий 1905 года в Москве, после
чего к ней прочно приросла приставка «красная». В XII-XV вв. на месте улицы проходила «Волоцкая» дорога в
Москву из Новгорода через Волоколамск. Впоследствии, с включением этой
местности в территорию города, здесь образовалась улица. Её в самом начале,
там, где сейчас расположена старая территория зоопарка, пересекала река Пресня
– приток Москвы-реки, давшая ей название. На плане 1739 года она еще названа
«Улицей за Пресней». Одно время эта улица называлась Большой Пресненской, и
брала свое начало от Пресненской заставы. Поскольку она стала главной
магистралью Пресни, её и стали называть Большой Пресненской улицей, или Большой
Пресней. В 1908 году река Пресня была заключена в подземную трубу – коллектор
(сейчас часть его просматривается на Дружинниковской улице). На поверхности
осталась только та часть реки, которая образует так называемый Верхний пруд,
находящийся на территории зоопарка, у входа. Информация о ранних исторических
периодах достаточно незначительная. Данная территория лежала неподалеку от
пересечения двух древнейших дорог местности – Звенигородской и Волоцкой,
имевших в средневековье важное торговое значение. Наиболее значительной из них,
повлиявших на само формирование Москвы, являлась сухопутная Новгородская
(Волоцкая с XII века) дорога, шедшая из Новгорода к приокским городам.
Первоначальная
трасса этой дороги ныне закреплена линией позднейших городских улиц – Улицей 1905
года, Красной Пресней и Баррикадной улицей. Не менее важным сухопутным путем,
связывавшим Москву с другими городами, являлась Звенигородская дорога. Звенигородские
шоссе и улицы (сохранили это название и по сей день) получили его в XIX веке. Названы по
направлению древней дороги из Москвы к Звенигороду. Обе эти дороги пересекались
у Пресненского брода, неподалеку от села Кудрина (ныне – Кудринская площадь). Участок
земли между реками Пресней и Ходынкой (Черногрязкой) был занят разнообразными
слободами и дворами, относившимися к царскому двору. Возможно, это было связано
с тем, что, по мере роста города, на его западные окраины постепенно
переносились царские слободы, первоначально лежавшие в Залеглимье (западная
часть Белого Города). Так, на протяжении XVI-XVIII вв. четыре раза переводилось на разные места,
лежащие поблизости от Ваганьковской дороги (современная Красная Пресня)
великокняжеская Ваганьковская слобода с Моховой улицы Белого города. К 1695
году слобода была окончательно переведена в район современной Трехгорки.
Повествование о
Ваганькове заслуживает отдельной главы. Старые кладбища,
как и памятники архитектуры, живописи, литературы, - часть историко-культурного
наследия нашего народа, на них покоится множество почетных и обычных людей
Отечества. Хочу попытаться описать свои ощущения и понять желание посещать это
место, которое иногда возникает, например, у меня. Возможно, некоторые и
скажут, что это похоже на какое-то помешательство, но, думаю, единомышленники у
меня тоже найдутся. Если можно сказать слово «теплое» про кладбище вообще, то
для меня это – кладбище Ваганьковское. Можно понять ощущения людей на кладбищах
вообще – это умиротворенность, спокойствие, понимание и осознание того, что ты
прикасаешься к чему-то вечному, но ушедшему. Мне кажется, что именно на
кладбище люди понимают, насколько всё суетно, скоротечно и задумываются: «А что
там, и зачем мы здесь?» Но поверьте мне: ощущения, испытываемые на разных
кладбищах, совсем не похожи друг на друга! Это – как когда ты приходишь,
например, к кому-то в гости: в чьей-то квартире чувствуешь себя уютно и
комфортно, а в чьей-то – не очень, и даже совсем не очень. Уверена, что все
меня понимают. Так вот: бывают дни, когда хочется бросить всё, и отправиться
просто на прогулку по Ваганьково. И дело не в том, что считается оно
«мемориальным», и не в наличии могил знаменитостей, а в том, что оно какое-то
особенное. Для меня, во всяком случае. Объяснить почему – трудно, да и не
хочется. Потому что, как можно объяснить, когда тебе хорошо?.. Хорошо, и всё
тут. Вот когда человеку плохо, он может сказать, от чего, а наоборот –
сомнительно. Если, конечно, не брать реалий жизни: квартира, деньги, работа и
т. д. А вот когда действительно хорошо на душе, это, по-моему, объяснить
сложно. К сожалению, сейчас
русские некрополи изучаются явно недостаточно. В начале ХХ и конце XIX вв. издавалось
немало справочников, авторами которых являлись В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский,
В. В. Шереметьевский, В. И. Чернопятов, но в настоящее время они значительно
устарели. Многие описанные в них кладбища уже не существуют, существующие же,
во-первых, многих памятников не сохранили, во-вторых, с тех пор, как были
изданы их описания, приняли уже останки тысяч выдающихся людей. Ваганьковское
кладбище основано было в 1771 году о время эпидемии чумы в районе теперешней
Краснопресненской заставы. На его территории сохранилась построенная в 1822
году по проект известного архитектора А. Г. Григорьева Воскресенская церковь.
Аллеями и дорожками кладбище делится на 60 участков неравно величины, многие
аллеи имеют названия, например аллеи Есенина, Баумана, Саврасова, Мочалова,
Тимирязева, Сурикова, дорожки Гулак-Артемовского, Шехтеля, тропинки Верстовского,
Тропинина и т. д. Один этот, и не только, перечень имен дает представление о
ценности Ваганькова для истории отечественной культуры. Если в начале ХХ
века самыми «привилегированными» московскими кладбищами были Донское,
Новодевичье, Даниловское и Немецкое (Введенское), то на отдаленном по тем
временам Ваганькове находили последнее прибежище главным образом представители
демократической интеллигенции. Здесь похоронен цвет университетской профессуры XIX века: крупные
ученые, артисты Малого театра, выдающиеся художники, спортсмены, тренеры,
поэты, артисты, архитекторы, скульпторы. На этом кладбище почти нет пышных
надгробий, склепов и саркофагов дворянства и богатого купечества. Ваганьково
интересно совсем другим. Здесь есть братские
могилы героев Бородинского сражения, рабочих-дружинников, погибших в дни
декабрьского вооруженного восстания 1905 года на Красной Пресне, могилы жертв
Ходынской катастрофы 1896 года. Над братскими могилами воинов, павших в боях
Великой Отечественной войны и умерших в московских госпиталях, сооружен
мемориал. И по сей день не
зарастает народная тропа к могилам Есенина, Высоцкого, Саврасова, Далей. Во
второй половине ХХ века, к сожалению, к спискам ушедших прибавились такие
выдающиеся люди как Тальков, Ворошилов, Вицин, Глузский, Дворжецкий, Левтова,
Ивашов, Глебов, Мигуля и многие другие – охватить все имена и фамилии
невозможно… Как писал Пушкин, «Два чувства дивно близки
нам. В них обретает
сердце пищу: Любовь к родному
пепелищу, Любовь к отеческим
гробам».
Приблизительно у перекрестка Красной Пресни и
Малой Грузинской улицами шла наиболее старая дорога, называемая в то время
«Дорогой на Хорошево». Локальное и
активное освоение этой территории начинается уже в XVIII в.
В то время там возводится часть стены Скородома – внешнего оборонного
городского кольца, состоявшего из деревянной стены с башнями. После
разрушительных пожаров Москвы в начале XVIII
века на месте этой сгоревшей стены в 1633-1640-х годах был возведен Земляной
вал с деревянным острогом наверху. Известно, что в XIV веке этой
местностью владел князь Серпуховской Владимир Андреевич, двоюродный брат
Дмитрия Донского, получивший после Куликовской битвы прозвище Храбрый. Его
«болший» двор с церковью находился «на «Трех Горах», а главным селом было
Кудрино, которому «тянули» много
деревень. По фрагменту плана
«Императорского города Москвы», составленного под руководством архитектора И.
Ф. Мичурина (начат И. А. Мордвиновым в 1731г. и закончен И. Ф. Мичуриным в 1739 г.) видно, что на
теперешней территории района располагалась гористая местность. На том же
фрагменте достаточно ясно очерчена территория нынешнего Садового кольца. По
некоторым художественным изображениям (акварели) явно видно очертание этих гор,
например по акварели Ф. К. Соколова «Местность между Пресненской заставой и
Садово-Кудринской улицей». Однако вернемся к
Владимиру Андреевичу и его семье. Вдова князя, Елена Ольгердовна, «дала то село
Кудрино и со всеми деревнями и с селищи… по своем князе и по своих родителях в
дом Пречистой Богородицы Фотею митрополиту всеа Руси». Таким образом это
богатое владение перешло к Новинскому монастырю, около которого южнее нынешней
Кудринской площади образовалась монастырская Новинская слобода. От Кудринской
площади идет короткая и узкая одноименная улица Кудринская (Баррикадная), от
старой застройки которой уже почти ничего не осталось, кроме бывшего Вдовьего
дома и здания Пресненской полицейской и пожарной части. Кудринская улица
подходит к перекрестку нескольких важных городских магистралей, в названии
которых недаром присутствует слово «Большая». Прямо идет Большая Пресненская,
направо Большая Грузинская, а налево – Большая Конюшковская (бывшая Верхняя
Прудовая). Район
Пресненской улицы был одним из немногих районов Москвы, не пострадавших от
пожара 1812 года. Сохранились многие деревянные постройки расположенных здесь усадеб. Однако «Комиссия для строений в
Москве» признала эту площадь «ненужной», и по тогдашнему плану предложила
устроить обширную городскую площадь. В 1825 году были упразднены все городские
заставы Камер-Коллежского вала. В
1860-е годы резко увеличивается плотность застройки территории, что было
вызвано подорожанием городской земли и развитием доходной функции. На некоторых
участках строятся типичные для середины XIX века деревянные двухэтажные доходные дома.
Складывается распространенный во второй половине XIX века композиционный тип застройки – доходное владение
с жилой функцией. В период с конца XIX века по начало ХХ века продолжается тенденция
уплотнения застройки. Деревянные хозяйственные строения в глубине участков
постепенно заменяются каменными. На их месте возникают широкие тротуары,
обнесенные тумбами, строятся доходные дома нового поколения высотою в 3-5
этажей. Первые этажи этих домов заняты разнообразными лавками, составляющими
почти единый витринный ряд Большой Пресненской улицы. Застройка того периода
почти без изменений сохранилась до начала 30-х годов ХХ века. Традиционная
симметрия в оформлении городских ворот была отчасти сохранена композицией
застройки. На углу рассматриваемого квартала был поставлен двухэтажный дом со
скошенным углом (не сохранился). Такой же симметричный скошенный угол имел и
трехэтажный доходный дом на противоположной стороне Большой Пресненской улицы.
В 1911 году в его угловой части была возведена четырехгранная башенка,
отвечавшая основным принципам исторической объемно-пространственной системы
местности (здание было снесено при расширении улицы во второй половине ХХ
века). В
1928 году на юго-западном углу рассматриваемой части улицы Красная Пресня
архитекторами братьями Весниными было построено здание универсального магазина
Мосторга (бывший Краснопресненский универмаг). Главный фасад здания был поставлен
под углом к площади в соответствии с принципами традиционной объемно-пространственной
системы, место первоначальной композиции многолучевых дорог. Острота
стилистического звучания здания явилась одним из средств его композиционного
выделения, отвечающего градостроительно активному местоположению. При всей
контрастности архитектурного облика здание обладало некоторыми чертами пластической
проработки, соответствующими более ранней застройке. Так сетка членений
витражного остекления пересекалась с выразительным графическим рисунком оконной
столярки соседнего дома, а игра торцевых глухих плоскостей отвечала силуэтам
брандмауэрных плоскостей доходных домов. В целом, постановка здания решила
важную градостроительную задачу – был укрупнен масштаб узлового элемента
структуры застройки и обострено его художественно-образное восприятие. Мощный
градостроительный потенциал территории, обусловленный рельефом местности и
почти трехвековой урбанистической революцией, проходившей рамках преемственного
развития планировочной и объемно-пространственной композиций застройки, был
значительно снивеллирован в результате реконструкции местности в 1960-80-е
годы. Увы, реконструкция продолжается и в наши дни… Середина
улицы, например, улица Красная Пресня, д. 26: рассматриваемая территория
находится в западной части Москвы, неподалеку от Пресненской заставы (площадь
Пресненской Заставы) и входит в городские границы XVIII
века, определенные Камер-Коллежским валом. Информация о ранних исторических
периодах незначительна. Данная территория лежала неподалеку от пересечения двух
древнейших дорог местности – Звенигородской и Волоцкой, имевших в средневековье
важное торговое значение. Наиболее значительной из них, повлиявших на само
формирование Москвы, являлась сухопутная Новгородская (Волоцкая с XII века) дорога, шедшая из Новгорода к Приокским
городам. Первоначальная
трасса этой дороги ныне закреплена линией позднейших городских улиц: 1905 года,
Красной Пресни и Баррикадной. Не менее важным сухопутным путем, связывавшим
Москву с другими городами, являлась Звенигородская дорога. Обе эти дороги
пересекались у Пресненского брода,
неподалеку от села Кудрина. Следующий
дом, номер 36. Биография Красной Пресни немыслима без биографии присутствия
Владимира Маяковского и его семьи, сестер. Старшая сестра Людмила Владимировна
работала на фабрике Трехгорной мануфактуры. «Мой брат, - пишет она в
воспоминаниях, - всегда гордился тем, что я работаю на прославленной, богатой
революционными традициями «Трехгорке». Он не раз выступал здесь. Во время
одного из выступлений в 1917 году (вскоре после Февральской революции)
произошел такой инцидент: на очередном клубном вечере для служащих Володя
прочел стихотворение «Нате». Оно имело большой успех, но не понравилось
Прохорову. Хозяин остался недоволен: «Кто, - спросил он, - этот молодой
человек, который прочел такое дерзкое стихотворение?!». В конце 1927 года Маяковские
получили квартиру в кооперативном доме №6 по Студенецкому переулку. Владимир
Владимирович внес положены пай и довольно часто навещал своих близких, подолгу
засиживался с ними за вечерним чаем или просто приходил отдохнуть от
напряженной работ. Красную
Пресню по праву связывают со становлением таланта великого поэта. На Красной
Пресне бережно хранят всё, связанное с его жизнью. По инициативе общественности
в июле 1957 года на фасаде дома №36 по улице Красная Пресня установлена
мемориальная доска, на которой начертан слова, напоминающие о том, что
В ЭТОМ ДОМЕ
В 1913 – 1915 ГОДАХ
ЖИЛ И РАБОТАЛ
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ
Мне доводилось неоднократно бывать в
этом доме – высокие потолки, большие квартиры, и на нижних этажах слышно, как
проходит под землей ветка метро Таганско-Краснопресненской линии.
Соседняя
местность, за линией Камер-Коллежского (Компанейского вала), Три горы,
расположилась на одном из семи значительных холмов Москвы. До устройства
водопровода сюда, на небольшую речушку Студенец, в половодье москвичи приезжали
за чистой и вкусной водой. В недалеком тогда московском пригороде, вблизи
Гагаринских прудов, расположилсь красивейшая дача «Студенец». На данный момент
усадьба планируется к восстановлению. С
конца XVIII к началу ХХ века на Пресне закладывались многие
основы современной московской промышленности: Прохоровская ткацкая фабрика,
лакокрасочна фабрика Мамонтова, котельный завод Смита, Даниловский (сайчас
имени Зотова) сахаро-рафинадный завод, химический красочный завод Оссовецкого, мебельная
фабрика Шмидта. Хочу более подробно остановиться на первой из них. Фабрика
Прохорова и Резанова, впоследствии Товарищество Прохоровской Трехгорной
Мануфактуры, была основана в июле 1799 года Василием Ивановичем Прохоровыми
Федором Ивановичем Резановым. Основатели фабрики, как и большинство позднейшего
московского купечества, вышли из крестьянской среды. В своих воспоминаниях
сыновья Василия Ивановича – Тимофей и Константин – рисуют его человеком весьма
грамотным, мягким, добродушным и в высшей степени религиозным. Большой опорой
для Василия Ивановича была семья, особенно вторая жена, Екатерина Никифоровна.
Она помимо воспитания своих детей – двух падчериц, четверых сыновей и четверых
дочерей – занималась устроением женской школы и школы для мальчиков. С
ростом производства повзрослевшие братья Прохоровы стали развивать сеть сбыта и
продавали свой товар не только в Москве, Скопине и Зарайске, но и на Украине, в
Петрограде, Нижнем Новгороде и даже на Лейпцигской ярмарке. Успеху Прохоровской
фабрики способствовали новизна и оригинальность рисунков, а также специальная
подготовка рабочих и мастеровых. Тимофей Васильевич Прохоров, беспокоясь о
просвещении рабочих и мещан, организовал не только школу, но учредил
библиотеки, читальни и первый в России фабричный театр. Братья Прохоровы были
первыми в России фабрикантами, открывшими для рабочих лечебницу и богадельни. В
целом, предприятие Прохоровской Трехгорной мануфактур на протяжении XIX века было
виднейшим и по размерам производства и по качеству изготовляемой продукции.
Расширение Мануфактуры шло параллельно с ростом всей русской хлопчатобумажной
промышленности. В начале ХХ века мануфактуре присвоено имя Ф. Э. Дзержинского.
В начале девяностых имя это из вывески и названия исключено.
ПЕРЕУЛКИ МЕСТНОСТИ
КРАСНАЯ ПРЕСНЯ.
Нововаганьковский
переулок: название конца XVIII века. Дано по
местности Новое Ваганьково, куда был переведен из Белого города царский потешный
двор и слобода скоморохов, которых в древней Руси называли ваганами. В 1939
году был переименован в переулок Павлика Морозова. В 1992 году переулку возвращено
его историческое название. «Ваганиться», согласно словарю Даля, значить
«баловать, шалить, играть, шутить». Старое Ваганьково находилось в самом центре
города близ Кремля – там в XV – XVI веках проживали дворцовые скоморохи. Позже они были
переселены за Никитские ворота, и новое место их жительства стало именоваться
Новое Ваганьково. Первоначальное Ваганьково располагалось на Моховой. Затем его
пересели к церкви Софии в Ваганькове близ Кудринской площади. Около 1637 года
жителей вновь переселили за Пресню, в нынешний Волков переулок, где под этим
годом значится деревянная церковь «Николы во Псарех». Церковь Николая
Чудотворца в Новом Вагнькове на Трех горах - в 1678 году псарей уже в четвертый
раз перевели к современному Ваганьковскому кладбищу, куда перевезли и старый
храм. В 1695 году думный дьяк Гаврила Деревнин выстроил новый деревянный храм
уже на пятом, современном месте за Трехгорной заставой. В 1762 году получили
разрешения выстроить каменный трехпрестольный храм, оконченный лишь в 1785
году. В 1929 году храм был закрыт. Долгое время в помещении находился детский
Дом культуры имени Павлика Морозова за счет того, что у храма были снесены
главы и колокольни до первого яруса. В 1990 году здание было брошено, в 1992
году храм вернули верующим. Малый Предтеченский переулок: Церковь
Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Деревянная церковь основана в 1685 году.
По челобитью прихожан, 26 августа 1714 года разрешено строить каменную, но постройка
была задержана общим указом о запрещении каменного строительства от 9 октября
1714 года на территории всей России за исключением Петербурга. Она была
освящена в память Рождества Иоанна Предтечи, потому что тут, возможно,
происходили языческие празднования на день Ивана Купалы, когда христианская
церковь отмечает Рождество Иоанна Предтечи. Возведение церкви было закончено
только в 1743 году, 15 октября, когда освятили главный престол (антиминс). В
1810-1828 годах храм подвергся коренной перестройке. В 1830 году был сооружен
второй придел Софии Премудрости Божией. В таком виде, без каких-либо
существенных изменений, храм сохранился до нынешних дней Большой Предтеченский переулок:
название XVII-XVIII века. Дано по
церкви Рождества Иоанна Предтечи. В 1922 году
был переименован в Большевистскую улицу. В 1994 году переулку было
возвращено его историческое название. Один из примечательных домов данного
переулка – дом № 7. Наличие мемориальной доски объясняет многое. Подробно хотелось
бы остановиться на «грузинской» местности Красной Пресни, история возникновения
которой на территории района заслуживает отдельной главы. В 1729 г. грузинскому царю Вахтангу Левановичу IV, переехавшему с сыновьями Бакаром и Георгием и со
свитой, в Москву, была выделена земля бывшего села Воскресенского. В 1700 году
в дворцовом селе Воскресенском был сад за Пресней, который занимал около 6 гектаров. Документ
того времени говорит: «А в том саду садового строенья: 2400 яблоней, по местам,
на грядах, 560 прививков, 34 гряды кочек, 2500 кустов вишнягу, 112 гряд
смородины красной… Садовники садят в том саду капусту, огурцы и иной летний
овощ про себя и на продажу». В 1711 году село Воскресенское,
за исключением сада, было пожаловано Рязанскому епископу, а затем уже перешло
царю Вахтангу. Возможно, что
примерно в это же время, то есть, в 30-40-е гг. XVIII
в., появилась проезжая дорога, соединявшая грузинскую слободу с Тверской улицей
и с Пресненской (Волоцкой) дорогой, шедшей на Волоколамск – нынешняя Большая
Грузинская улица. Постепенно на месте села сформировалась обширная иноземная
слобода «Грузины», память о которой сохранена до настоящего времени в названиях
улиц: Большая и Малая Грузинская, Грузинский переулок. К востоку от слободы до Земляного вала (ныне
Садовой-Кудринской улицы) находились пустыри и пахотные земли ямщиков
Тверской-Ямской слободы. Между ними и грузинскими слободами шла проселочная
дорога, не раньше середины XVIII века
превратившаяся в Большую Грузинскую улицу. Двигаемся дальше, в сторону зоопарка. Волков переулок тоже
весьма примечателен: назван так в конце XVIII
века. Имеет так называемое старомосковское название по фамилии домовладельцев
братьев Волковых. Одна сторона этого
переулка граничит с зоопарком и застроена очень мало. А на противоположной
стороне есть объекты, которые заслуживают внимания. Очень интересна судьба дома
под номером 9, сейчас, правда, находящегося в запустении. В центре он имеет три
больших прямоугольных окна, вход в дом с правой стороны, где еще осталась
красивая высокая дверь. Построен он был в 1846 году Платоном Зубовым. На
центральной части выделяется треугольный фронтон, в центре которого помещен
герб: геральдический лев, стоящий на задних лапах и рыцарский шлем. Дом украшен
пилястрами с капителью доисторического ордера на белокаменных базах. Усадьба
располагается в центральной части квартала и имеет Г-образную форму.
Домовладение находилось за Земляным городом недалеко от Пресненского пруда.
Долгое время, вплоть до XVIII века, на месте
рассматриваемой усадьбы находились выгонные луга. Это отражено на плане Москвы
от 1767 года. Обжитыми были лишь те владения, которые непосредственно выходили
на Большую Пресненскую улицу. Эта часть земли, как усадьбы, возникает,
вероятно, в первые годы XIX века. Первых владельцев этой усадьбы выявить не
удалось, так как ранние планы домовладения не обнаружены. Впервые это владение
представлено лишь в плане Челиева. В настоящее время от исторической застройки
сохранился единственный объем – главный жилой дом усадьбы, а также каменная
ограда, отделяющая дом от Волкова переулка. Ранняя застройка усадьбы была
следующая: в глубине двора располагался одно-двухэтажный жилой дом, к нему
примыкала небольшая деревянная пристройка. В 1840-е годы усадьба принадлежала
племяннику и тезке последнего фаворита Екатерины II, графу Платону Николаевичу
Зубову. В 1846 году домовладелец получил разрешение на слом старого деревянного
одноэтажного дома и на возведение нового одноэтажного деревянного строения на
каменном фундаменте, то есть с антресолями. В западной части владения в 1848
году были возведены: каменная, со сводами кузница и одноэтажный нежилой дом.
Следует отметить, что с устройством здесь сада был ликвидирован въезд во
владение через южные ворота. В последующие десятилетия новые строения во
владении не возводились. Такая ситуация сохраняется до 20-х годов XX века. В послереволюционное время на территории усадьбы
была размещена школа ФЗУ машзавода «Красная Пресня». В 70-е годы ХХ века здесь
разместилась мастерская художника Н. Э. Гилярова. На данный момент помещение
заброшено. В заключение: можно что-то читать и
пользоваться какими-либо источниками – всё это тоже полезно и интересно, но
более нужно просто проходить и проживать исторические корни Москвы. Нужно
пробовать дышать воздухом древней Москвы, тем более, что источников «воздуха»
становится с каждым годом всё меньше и меньше… В свете тех реконструкций,
которые проводятся нашей властью, всё меньше остается надежд на то, что кто-то
когда-то сможет увидеть старую Москву… Зрите то, что еще можно лицезреть… И успеть
лицезреть. Много ли осталось в Москве
мест, где можно познакомиться, например,
с такими видами, в центре города?.. Спасибо большое
всем, кто уделил время для прочтения.
Виктория
Соболева, 2007.
|